Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Брянской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

История

Казначейские органы России имеют давние исторические корни.

В XV в. появились первые государственные учреждения русского средневековья - казенные дворы. Они стали началом системы централизованного управления Российским государством. Денежной казной в это время управляли приказы - службы, которые ведали государственными доходами и исполняли роль посредника между верховной властью царя и управлением на местах. Приказная система управления просуществовала до XVII в.

Петр 1 кардинально реформировал систему государственного управления, в том числе и управления финансами. Вместо прежних приказов было создано 12 коллегий, половина из которых имела финансово-экономический характер. Самыми важными из них было три: Камер-коллегия заведовала доходами государства, руководила сбором податей, пошлин и недоимок; Штатс-контор-коллегия ведала государственными расходами, управляла кассами на местах - рентареями, назначала рейнтмейстеров (казначеев); ревизион-коллегия выполняла контрольные функции. Высшим органом финансового управления в стране стал сенат.

Государство было разделено на 45 провинций, во главе каждой поставлены воеводы, а при них - территориальные представители финансовых коллегий - камерир и рейнтмейстер (казначей). Казначей принимал поступавшие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигновкам.

В 1785 году правительством Екатерины II была проведена реформа Городского Управления. В уездах органами финансового управления стали Уездные Казначейства - учреждения исключительно кассовые.

В Москве и Санкт-Петербурге были открыты Государственные Казначейства для штатных и остаточных сумм, действовавшие с 1780 по 1821 год. Они ведали всеми штатами, то есть бюджетными расходами, кроме расходов на армию и флот.

Император Александр 1 в начале XIX в. внес в финансовую систему государства кардинальные изменения. В 1802 году подписан манифест «Об учреждении министерств». Это стало началом министерской реформы. Наряду с другими министерствами было создано и Министерство финансов. Ведомство Государственного Казначея было включено в состав Министерства финансов 2 февраля 1821 года под названием Департамента Государственного Казначейства.

Ведомству Государственного Казначея были подчинены Экспедиции, Казенные палаты и Уездные Казначеи в кассовом, счетном и контрольном отношениях.

Главными предметами деятельности Департамента Государственного Казначейства с 1821 года были: 

  • движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств; главное счетоводство этих приходов и расходов;
  • заведование монетной и пробирной частями; дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств и главных управлений; дела по составлению росписи доходов и расходов; дела по рассмотрению составляемых министерством и главным управлением проектов положений, уставов и других законоположений, следствием введения в действие которых могли стать новые казенные расходы.

На Главное Казначейство возлагался: прием; хранение; отпуск сумм на расходы, производимые по общему государственному управлению.

В Российской империи окончательно сложилась четкая структура органов казначейства - от центрального (департамента государственного казначейства) до местных (губернских и уездных).

Во второй половине XIX в., период царствования Александра II, воплотились в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. В 1862 г. государственная роспись доходов и расходов впервые объявляется открытой и подлежащей опубликованию. Кроме того, происходит централизация финансовых ресурсов, вводится единство кассы, и, соответственно, меняется технология исполнения бюджета.

В 1896 г. происходит официальное слияние казначейских касс с банковскими, и органы казначейства начали оказывать банковские услуги населению. Число казначейских услуг быстро росло. К 1900 году в России насчитывалось 728 казначейств. Личный состав казначейств определялся особыми штатами и распоряжениями министра финансов.

События октября 1917 года стали для отлаженной деятельности всей системы казначейств страны роковым рубежом. Новой власти, собиравшейся строить новое общество не на основе рыночных отношений, а на распределении и нормировании, четкие и определенные функции казначейства были не нужны.

***

История Брянского края тесно вплетена в историю государства Российского. То же можно сказать и об истории создания и развития казначейства на Брянщине

До 1780 г. Брянская область территориально относилась к Орловской и Черниговской губерниям. Указом Екатерины II «Об учреждении Орловского наместничества» от 5.09.1778 г. в состав Орловской губернии вошли Брянский, Карачевский, Севский и Трубчевский уезды. Указом Александра 1 «Об учреждении губерний малороссийских - Черниговской и Полтавской» от 27.02.1802 г. в состав Черниговской губернии вошли Мглинский, Новозыбковский, Стародубский и Суражский уезды.

Первые архивные данные о работе уездных казначейств на Брянщине датируются 1744 годом.

Одним из первых казначеев Брянского уезда был Таропченков Евграф Иванович, 1777 года рождения. 10 сентября 1818 г. он был назначен на должность казначея в чине губернского секретаря 12 класса, а уволен с должности губернского казначея в 1841 г. в чине коллежского асессора, присвоенного ему 26 ноября 1837 г.

С созданием в 1885 г. сберегательных касс при уездных казначействах при Брянском уездном казначействе также была создана сберкасса, руководителем которой стал коллежский советник Н.В.Азбукин.

С 1916 г. казначеем Брянского уезда был Грудинский Владимир Александрович. В те годы казначейство располагалось в Брянске на улице Петропавловской (ныне проспект Ленина), в собственном доме.

Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Брянской области (УФК МФ РФ по Брянской области) образовано 23 марта 1993 года во исполнение Указа Президента РФ от 08.12.92 № 1556, что зафиксировано в соответствующем постановлении администрации Брянской области (№70). С этого времени проведение государственной бюджетной политики, повышение оперативности в финансировании государственных программ по Брянской области, контроль за поступлением, целевым и экономным расходованием средств государственной казны на территории Брянщины осуществляет система органов казначейства, включающая в себя, кроме областного управления, 30 отделений по городам и районам области.

Первым руководителем УФК МФ РФ по Брянской области был Самотесов Николай Дмитриевич. Под его руководством сформировались и приступили к работе районные и городские отделения. Брянское городское отделение казначейства в 1993 г. возглавил Вохрушенков Анатолий Егорович.

Вначале УФК располагалось в арендованном здании по адресу: г.Брянск, ул.Фокина, 10. В конце 1994 г. управлением было выкуплено здание по ул.Красноармейской, 158. В настоящее время здание находится по адресу: г.Брянск, ул. Крахмалева, 61.

Этапы становления казначейства на Брянщине

1992 год

Указ Президента РФ от 8.12.1992г. № 1556 «О федеральном казначействе».

1993 - 1997годы

Организационный период: создание 30 рай (гор) отделений УФК по Брянской области.

Контроль за работой со средствами федерального бюджета.

Финансирование бюджетных учреждений.

Финансирование Чернобыльской программы.

Учет поступлений и перечисления регулируемых налогов в соответствующие бюджеты в ежедневном режиме.

Финансирование целевых федеральных программ.

Работа с ценными бумагами.

Финансирование за счет доходов, собираемых на территории.

Ведение казначейских лицевых счетов бюджетных получателей и получателей средств на финансирование целевых федеральных программ.

Организация и проведение федеральных зачетов.

1998 - 2002 годы

Финансирование со счета управления получателей бюджетных средств, обслуживающихся в отделениях.

Учет доходов субъекта РФ по регулируемым налогам.

Перевод районных отделений на единый счет по расходам 40105 «Средства федерального бюджета»

Выдача разрешений на открытие счетов по учету внебюджетных средств.

Учет обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета.

Обеспечение соблюдения режима секретности информации и защита системы от несанкционированного доступа.

Учет налогов на едином счете УФК 40102 “Доходы федерального бюджета”.

Открытие лицевых счетов в органах казначейства по учёту средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Перевод на кассовое обслуживание исполнения областного бюджета.

Открытие лицевых счетов по учёту средств федерального бюджета учреждениями Минобороны России.

Финансирование расходов на выплату предварительной компенсации вкладов (взносов) в организации государственного страхования.

Возмещение из федерального бюджета разницы в процентах ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями и организациями агропромышленного комплекса.

Полный перевод на кассовое обслуживание местных бюджетов.

Работа управления федерального казначейства в условиях единого счета 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ».

2003 год

Переход на ведение лицевых счетов получателей средств федерального бюджета в соответствии с инструкцией утвержденной Приказом от 31.12.2002г. №142н.

Создание регионального узла связи, обеспечивающего ведомственный обмен электронными документами с Минфином России и территориальными Управлениями казначейства.

Создание регионального центра сертификации, обеспечивающего криптографическую защиту и электронно-цифровую подпись электронных документов.

2004 год

Внедрение ПП «Центр-КС» для исполнения федерального и областного бюджетов в Управлении.

I этап перехода по исполнению приказа от 10 июня 2003 г N 50н « Порядок организации работы по доведению через органы федерального казначейства МФ РФ объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета».

Получен аттестат соответствия автоматизированной системы - выделенной локальной вычислительной сети Управления требованиям по безопасности информации.

2005 год

Указ Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”

Решение о выделении Федерального казначейства из состава Министерства финансов РФ в отдельную федеральную службу с 1 января 2005года.

Введен новый план счетов в соответствии с инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Министерством финансов России от 26.08.2004 г. № 70 “Об утверждении Инструкции по бюджетному учету”.

Проведена работа по открытию счетов на балансовом счете 40204 «Средства местных бюджетов” в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 г. № 3-З “О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» и во исполнение Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Переведено на ПП “Центр - КС” кассовое обслуживание всех форм бюджетов в 30 Отделениях.

Внедрение системы электронного документооборота (ППО “СЭД”).

С 2006 года этап кассового обслуживания исполнения всех бюджетов бюджетной системы РФ УФК по Брянской области (далее – Управление) в соответствии с положениями статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ. Завершено внедрение технологии Единого Казначейского Счета федерального бюджета (ЕКС) в части осуществления расходов федерального бюджета, а также учета и распределения доходов между бюджетами. Это позволило консолидировать все остатки бюджетных средств на ЕКС и подкреплять его в пределах реальных потребностей для осуществления кассовых операций по оплате денежных обязательств.

Период с 2008 года характеризуется как переходный в развитии казначейской системы в России. Весь этот период посвящен подготовке к началу качественно нового этапа - к работе, которая должна базироваться на новых положениях бюджетного законодательства, регламентирующего кассовое обслуживание исполнения бюджетов. В целях реализации проекта «Электронное казначейство» был внедрен электронный документооборот с применением электронно-цифровой подписи на основе нового программного обеспечения LanDocs с 1 апреля 2008 г.

С 2009 года этап развития, внедрения и организации эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы органов казначейства с учетом обеспечения безопасности информации. В Управлении существенно изменился и порядок санкционирования расходов бюджетов, ориентированный, прежде всего, на предоставление информации в электронном виде через систему электронного документооборота. В 2009 году продолжена работа по регламентации казначейской деятельности (административные регламенты), а также внутренние документы (технологические регламенты), которые описывают деятельность каждого сотрудника. Благодаря совокупности нормативных актов и регламентов обеспечивалась возможность эффективной реализации казначейских полномочий, повышения качества исполнения государственных функций.

В 2010 году Правительством РФ принята программа повышения эффективности бюджетных расходов, в которой поставлены задачи развития казначейской системы до 2017 года, максимальная автоматизация процессов, применение самых передовых технологий. Центральным элементом стало внедрение Автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК). Завершены работы по созданию систем инженерного обеспечения (СИО), по построению ведомственной транспортной сети (ВТС). Внедрено ППО «Система поддержки технологического обеспечения» (СПТО), что позволило осуществлять сбор и обработку информации о реально выполняемых действиях специалистами и условиях их выполнения. В 2010 г. введено в действие новое административное здание Управления, оснащенное самым современным инженерным и компьютерным оборудованием. В нем созданы все условия для комфортной и продуктивной деятельности государственных служащих.

C января 2011 года начал свою работу Официальный сайт www.zakupki.gov.ru, созданный для публикации информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ. Создание этого сайта впервые позволило обеспечить высокую степень открытости информации о государственных закупках, эффективно осуществлять контрольно-надзорные функции и получать данные для аналитики. Специалисты УФК по Брянской области проводили процедуру регистрации организаций и выдачу сертификатов ключей проверки электронной подписи. В 2011 году проведена работа по внедрению технологии учета начислений и фактов оплаты без открытия банковских счетов плательщиков, сокращенно – УНИФО.

В 2012 году в Управлении проводилась большая работа по регистрации пользователей на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) и выдаче им сертификатов ключей проверки электронной подписи, необходимых для работы на Официальном сайте ГМУ.

В рамках реализации Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в 2012 году была проведена разъяснительная работа с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в отношении которых требуется доступ к Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее ГИС ГМП) и администраторами доходов бюджета, оказывающих информационные услуги по учету начислений и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов по регистрации в ГИС ГМП. В соответствии с Концепцией оптимизации структуры и функций Федерального казначейства в сентябре 2012 года проведена реорганизация Управления, результатом которой стало присоединение отделений по районам и городам в качестве территориальных отделов Управления. Кроме того, в этом году внедрен новый сервис для клиентов - СУФД-онлайн. В 2012 году положено начало профсоюзной деятельности, была создана Первичная профсоюзная организация Общероссийского профессионального союза казначеев России.

С 1 октября 2013 года переведен в УФК по Брянской области на кассовое обслуживание исполнения бюджета Брянский территориальный фонд обязательного медицинского страхования. В 2013 году полноценно внедрена система управления эксплуатацией (далее - СУЭ) в части учета качественно-количественных характеристик объектов локальной вычислительной сети Управления. В 2013 году была продолжена работа по обеспечению получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и неучастников бюджетного процесса наличными денежными средствами как с использованием чеков, так и расчетных (дебетовых) пластиковых карт.

С 1 января 2014 года осуществлен перевод в Управление на кассовое обслуживание исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации. С 2014 года одной из задач кассового обслуживания исполнения бюджетов являлось обеспечение предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета субъекта. В этом году осуществлена частичная реализация нового механизма предоставления межбюджетных субсидий, субвенций и межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение из федерального бюджета в бюджет субъектов в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств (под потребность). В первом квартале 2014 года переведены с ППО СЭД на систему удаленного финансового документооборота все 100% клиентов Управления.

В 2015 году деятельность Управления была направлена на повышение эффективности управления государственными финансами. Управление приступило к реализации казначейского сопровождения целевых средства, а также авансов по отдельным государственным контрактам. Предоставление бюджетных средств юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса, осуществлялось через лицевые счета, открытые в Управлении под их фактическую потребность. Из территориальных отделов в Управление были переданы на обслуживание лицевые счета организаций федерального уровня и уровня бюджета субъекта, что позволило обеспечить единый подход при санкционировании операций, постановке на учет бюджетных обязательств и применении технологий кассового исполнения бюджетов. Кроме того, это год введения в промышленную эксплуатацию отдельных сервисов и подсистем государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет). Управлением проведена масштабная организационная работа по формированию Реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, а так же ведомственных (базовых) перечней товаров, работ, услуг. В этом же году начата работа по ведению Реестра соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, иных межбюджетных трансфертов бюджету субъекта, имеющих целевое назначение. Управление тесно взаимодействовало с региональных администраторов поступлений по вопросу своевременного размещения ими информации о начислении штрафов, госпошлин и иных платежей в Государственную интегрированную систему государственных и муниципальных платежей. В целях оптимизации процессов, связанных с наличным денежным обращением, положено начало использования автоматизированной системы «Сбербанк Бизнес Онлайн» и «Сбербанк Корпорация».

В 2016 году Управлением обеспечена реализация новых стратегических задач Федерального казначейства. Начато осуществление деятельности по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с Указом Президента России от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» в связи с передачей Федеральному казначейству функций упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. С целью объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения результатов контрольных мероприятий в Управлении создана Контрольная комиссия. Управление приступило к проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций). С целью реализации мероприятий Дорожной карты по организации исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» впервые применены при осуществлении кассовых выплат предельные объемы финансирования расходов, отзыв свободного остатка лимитов бюджетных обязательств, не законтрактованных или неиспользованных в установленный срок. Был осуществлен переход на применение новой структуры кодов бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации при осуществлении операций казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Вместе с тем была организована работа по исполнению решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов с лицевых счетов налогоплательщиков всех уровне бюджетов, открытых в Управлении и территориальных отделах. Продолжалось развитие компонентов ГИИС «Электронный бюджет». Осуществлена апробация использования подсистемы «Управление расходами» с целью учета бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета, а так же ведения Реестра соглашений (договоров). Была введена в эксплуатацию компонента представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и формирования сводной (консолидированной) бюджетной отчетности в подсистеме «Учет и отчетность». Переход осуществлялся поэтапно пилотными ведомствами. Проведены подготовительные мероприятия к реализации новых контрольных полномочий в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд в соответствии с частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ). Были заключены Соглашения по передаче Управлению полномочий по контролю документов заказчиков муниципального уровней. В целях повышения эффективности государственного управления осуществлялась деятельность по обеспечению функционирования Государственной автоматизированной системы «Управление». Проводилась работа по обеспечению контроля подключения пользователей системы, полноты и своевременности предоставления данных, обеспечению обратной связи, а также по размещению данных по лицевым счетам организаций в рамках казначейского сопровождения, лицевым счетам получателя и переданным полномочиям получателя средств.

В 2017 году в рамках реализации основных мероприятий Стратегической карты Казначейства России Управлением переданы Федеральному казенному учреждению «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» ряд обеспечивающих функций, связанных с техническим обслуживанием административных зданий и автотранспортным обеспечением, функции по осуществлению закупок, по планированию, начислению и перечислению заработной платы, расчеты с подотчетными лицами и иные функции. Продолжена работа в разных подсистемах ГИИС «Электронный бюджет». В подсистеме «Управление закупками» Управление приступило к осуществлению контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ в части федеральных и муниципальных заказчиков и размещению информации и документов по заключенным государственным контрактам (договорам) в Единой информационной системе закупок. В подсистеме «Управление расходами» процесс постановки на учет бюджетных обязательств дополнился учетом денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Положено начало учета бюджетных обязательств получателей муниципального уровня. Кроме того, Управлением проводился мониторинга в отношении информации, предоставляемой в подсистему «Учета и отчетность» распорядителями и получателями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета, администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, государственными бюджетными и автономными учреждениями. Вместе с этим по поручению Федерального казначейства было проведено анкетирование субъектов отчетности. В этом же году Управление приступило к формированию извещений о поступлении платежей за жилищно-коммунальные услуги и их размещение Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Начиная с марта 2017 года, к процессу гражданского казначейского сопровождения государственных контрактов, договоров и соглашений добавилось казначейское сопровождение средств, выделяемые в рамках государственного оборонного заказа. С 1 декабря 2017 года Управление приступило к масштабированию технологии социальных выплат в рамках реализации пилотного проекта по осуществлению Фондом социального страхования Российской Федерации выплат страхового обеспечения в пользу застрахованных лиц на национальные платёжные карты «Мир».

История Управления федерального казначейства по Брянской области продолжается!